Четверг, 02.05.2024, 08:35
Приветствую Вас Гость

LILIA

Главная » Статьи » Публикации

Семейные и наследственные отношения, регулируемые мусульманским правом (шариатом). 3часть.

Глава 2. Наследственное право мусульман.

2.1. Общие положения наследственного права мусульман.
В основе мусульманского учения лежит вера в существование двух миров: земного мира (ад-дунья) и загробного (аль-ахират). Весь дух ислама и шариата пропитан мыслью о том, что здешний мир - временный, преходящий, грешный, главный же - загробный мир.
Вместе с тем следует отметить известную односторонность толкования этого положения в нашей литературе. Мнение, что земная жизнь для ислама якобы не имеет никакого значения, неправомерно. Учение ислама со всей ясностью утверждает, что положение человека в загробном мире полностью зависит от его поведения в мире земном. Прежде чем попасть в рай или ад, он не может миновать земную жизнь. Еще в XI в. знаменитый богослов аль-Газали писал «Кто не постиг прелести познания в этом мире, невежественным останется и в загробном» .
Подготовка мусульманина к загробному миру по шариату заключается в старании не оставить после себя никаких долгов и незавершенных дел, будь они религиозного или светского характера. Если человек чувствует приближение смерти, он должен освободиться от долгов и залогов, а также заплатить налоги закят или хумс. Если он не в состоянии сделать это, например, по слабости, то должен сделать распоряжение (оставить письменное завещание или вызвать свидетелей из правоверных), чтобы из его имущества заплатили его долги и вернули залоги.
Шариат требует от мусульманина выполнения и религиозного долга, и в свой смертный час он должен поручить своим наследникам выполнить этот долг. Это возлагается прежде всего на старшего сына. Если же нет наследников, из имущества покойного выделяются средства, чтобы нанять платных исполнителей религиозного долга.
Если мусульманин имеет клад, о котором никому не известно, то при приближении смерти он обязан сообщить о нем своим наследникам. Если же наследниками являются несовершеннолетние дети, к этому делу привлекаются надежные опекуны (набожные и справедливые с точки зрения шариата).
Отличительное своеобразие мусульманского права состоит в том, что оно не допускает полного лишения наследников имущества предков. Если, например, имущество не передается наследникам, а целиком завещается в вакф, то в качестве вакфа может быть истребована лишь 1/3 состояния завещателя, на большее требуется разрешение наследников.
Наследственное право находится в центре внимания мусульманского законодательства.

2.2. Наследование по закону и завещанию.
Группы наследников.
Характерная черта мусульманского права о наследовании - это отсутствие права родителей на ограничение числа наследников. Так, отец не может оставить все свое имущество только одному своему сыну (или дочери), если у него их несколько. В зависимости от степени родства и принадлежности к мужскому или женскому полу каждый наследник получает свою долю. Порядок и приоритет при наследовании установлены шариатом на основе трех групп наследников - в соответствии со степенью родственной близости к завещателю. При этом шариат установил твердое правило: если существует хотя бы один наследник первой группы, все наследство достается ему, а вторая и третья группы не получают ничего; если же нет ни одного наследника первой группы, наследует вторая группа, а третья не получает ничего; наследники же третьей группы наследуют только в случае, когда нет никого, кого можно было бы отнести к наследникам первой или второй группы.
Наследники покойного или покойной распределены шариатом по группам следующим образом. Первая группа наследников - это отец, мать и дети покойного; при отсутствии у покойного живых детей наследниками считаются дети его детей - по нисходящей линии. Вторую группу наследников составляют дед, бабка и братья и сестры покойного; при отсутствии сестер и братьев наследство получают их дети. Третья группа наследников - дядья и тетки покойного (по линии отца и матери) и их дети. В случае, когда у покойного есть дядья по отцу и двоюродные братья по отцу и матери, наследство получают двоюродные братья, а не дядья по отцу и т. д. Рассмотрим отдельно каждую группу наследников:
Первая группа наследников
Если наследник первой группы у покойного всего один (отец или мать, или единственный сын, или единственная дочь), он получает все наследство целиком.
Если покойный имел несколько дочерей или сыновей, все наследство делится между ними поровну. Если у покойного есть сын и дочь, наследство делят на три части, из которых две получает сын и одну - дочь. Если же у покойного несколько сыновей и дочерей, наследство делится таким образом: доля каждого сына равна доле двух дочерей, т. е. сыновья получают в два раза больше, чем дочери.
Если покойному наследуют одни только родители, две части наследства получает отец и одну часть - мать. Если же у покойного остались кроме родителей еще два брата, например, и четыре сестры, наследство делится на шесть частей:
одну долю получает мать, остальное - отец, хотя братья же и сестры не получают ничего. Это неприкосновенное правило, видимо, является примером определяющего влияние на мусульманское право духовных, нравственных причин и свойственных ему принципов и понимания справедливости отношений между людьми: видимо, считается, что отец более справедливо распределит полученное имущество между детьми, чем мать. Учитываются, может быть, и особые нормы шариата в отношении наследования после женщины.
Если остались отец, мать и дочь покойного, наследство делят на пять частей:
отец и мать получают по одной части, а дочь - три. Если же остались отец, мать и единственный сын покойного, наследство делят на шесть частей, из которых отец и мать получают по одной части, а если сыновей и дочерей несколько, эти оставшиеся четыре части делят таким образом, чтобы доля каждого сына составляла долю двух дочерей.
Если остались отец (или мать) и сын покойного, наследство делят на шесть частей: одну - отцу (или матери), пять - сыну. Если же у покойного остались отец (или мать) и сыновья и дочери, наследство также делится на шесть частей, из которых одна часть достается отцу (или матери), а остальные распределяются между детьми, из расчета, что доля каждого сына равна доле двух дочерей. Если остались отец (или мать) и дочь покойного, наследство делят на четыре части:
одну часть - отцу (или матери), остальное - дочери умершего. Если же у по¬койного остались отец и несколько дочерей или мать и несколько дочерей, наследство делят на пять частей, одна из которых достается матери или отцу, а остальные поровну делятся между дочерьми. В случае же, если у покойного не осталось детей, а есть только внуки (например, один внук от дочери и одна внучка от сына), наследство делят на три части: Одну часть - внуку от дочери, две - внучке от сына, потому что внуков по мужской линии шариат ставит выше, и т. д.
Вторая группа наследников
К этой группе относятся дед, бабка, братья и сестры покойного. При отсутствии братьев и сестер наследниками являются их дети.
Если у покойного остался единственный брат, все наследство принадлежит ему; если единственные его наследники - несколько его братьев и сестер, братья получают в два раза больше, чем сестры. Если родители покойного имеют братьев и сестер, и эти братья и сестры живут отдельно от матери покойного, они ничего не получают. Если наследником покойного является единственная сестра (или брат) его матери, и при этом они отделены от отца покойного, все наследство получает эта сестра или брат матери. Если наследниками покойного являются братья, сестры его отца и единственный брат (или сестра) его матери, наследство делят на шесть частей: одна часть - брату (или сестре) матери покойного, остальное - братьям и сестрам отца, с условием, что доля одного брата равна доле двух сестер. Если наследниками являются единственный брат и единственная сестра отца покойного и несколько сестер и братьев его матери, наследство делят на три части: одну часть распределяют поровну между братьями и сестрами матери покойного, остальное - между братом и сестрой его отца, причем доля брата в два раза больше доли сестры.
Если покойный не имеет братьев и сестер, наследство получают племянники и племянницы, причем племянники и племянницы по материнской линии получают наследство поровну, тогда как доля каждого племянника по отцовской линии равна доле двух племянниц по этой линии.
Если наследником является только дед или бабка покойного, наследство получают они. Если при этом живы еще их родители, последние наследства не получают. Если наследниками являются дед и бабка по отцовской линии покойного, наследство делят на три части: две - деду и одну - бабке. Если же наследниками являются дед и бабка по материнской линии, наследство делится между ними поровну. Если наследниками являются один человек (дед или бабка) по отцовской линии покойного и один (также дед или бабка) по материнской, наследство делят на три части, из которых две получает дед или бабка по отцовской линии, а одну - по материнской. В случае, если живы оба деда и обе бабки покойного, наследство также делится на три части: одну часть поровну делят между дедом и бабкой покойного по материнской линии, а две части распределены между дедом и бабкой по отцовской линии так, что доля деда в два раза больше доли бабки.
Третья группа наследников
Эта последняя, «резервная» группа наследников состоит из дядьев и теток покойного по отцовской и материнской линиям и их детей.
Если у умершего мусульманина не оказывается ни одного наследника первой и второй групп, наследство переходит к представителям третьей группы наследников. Следует, однако, отметить, что на мусульманском Востоке представители этой группы наследников в исключительно редких случаях участ¬вуют в распределении наследства. Это происходит потому, что высокая рождаемость в мусульманской семье создает такие условия, что обязательно оказываются наследники из первой и второй групп. Но, несмотря на это, мусульманское право скрупулезно определяет наследников и третьей группы.
Если наследником является единственный дядя или единственная тетка покойного по отцовской линии, он (она) и получает все наследство. Если же у покойного несколько дядьев и несколько теток по линии отца, наследство делится между ними таким образом, что дядья получают доли в два раза больше чем теткины. Наследство между дядьями и тетками покойного по материнской линии делится поровну. При разделении наследства между дядьями и тетками учитывается и то обстоятельство, рождены ли они от одних и тех же родителей. Наследники покойного по отцовской линии получают больше, чем наследники по линии материнской, что еще раз подтверждает неравенство полов в наследственном праве мусульман.

На основании изложенного можно сделать вывод, что как и российское гражданское право, мусульманское право устанавливает при наследовании по закону три очереди наследования:
• совпадающий с нашим перечень наследников первой и второй очередей;
• призвание к наследованию наследников следующей очереди только в случае отсутствия наследников предыдущей очереди;
• внуки так же наследуют в случае отсутствия их живых родителей;
• прадед и прабабка не наследуют вообще. Но в отличие от российского права, мусульманское право:
• при наличии наследников по закону исключает возможность наследования по завещанию;
• предусматривает три очереди наследования (если не считать, что государство в Российской Федерации является практически и юидически наследником третьей очереди);
• в третью очередь входят дядья, тетки и их дети, т.е. двоюродные братья и сестры наследодателя; однако сама очередь включает в себя практически две очереди, и в результате в третью очередь входят двоюродные братья и сестры, а в четвертую дядья и тетки;
• участие наследников каждой очереди в разделе наследуемого имущества зависит в количественном соотношении от определенных принципов, в числе которых можно выделить явный приоритет братьев перед сестрами, и явно же просматривается помимо этого приоритет духовных связей и приоритет объективной степени нуждаемости (соотношение этих принципов и объясняют, видимо, приоритет двоюродных братьев и сестер перед своими родителями - племянники наследуют вместо своих родителей, так же как в у нас внуки).

Наследование между мужем и женой
В мусульманском праве о наследовании имеется особый раздел о правах мужа и жены на наследство в случае смерти одного из них.
Законы шариата и здесь устанавливают неравное отношение права к мужчине и женщине, мужу и жене. Следствием наследственного права является то, что после смерти мужа положение женщины-мусульманки ухудшается вдвое. Во-первых, смерть мужа является для нее потерей единственного кормильца, а во-вторых, вдова теряет часть имущества, которое было в распоряжении семьи, пока был жив муж.
Как известно, в мусульманском обществе женщины меньше всего заняты производительным трудом и общественной деятельностью, так что наследственное право во многом определяет экономическое и общественное положение женщины-вдовы. Один только факт из мусульманского наследственного права уже подтверждает это положение: если умирает жена, не оставив после себя детей, половина ее имущества переходит к мужу, если же у нее остались дети от этого или другого мужа, то все равно к нему переходит четверть ее имущества.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление, чтобы выяснить один важный вопрос. Дело в том, что до сих пор для исследователей остается туманным и загадочным имущественное право жены и мужа в мусульманской семье. Как можно делить имущество между женой и мужем в семье, где господство мужа неоспоримо. Кроме того, имущественное право женщины по шариату не имеет аналогии в западной юриспруденции. Советский исламовед И. П. Петрушевский отмечает: «Шариат обязывает жену повиноваться мужу. Но власть мужа распро¬страняется только на личность жены, а не на ее имущество. В отличие от европейского феодального и позднее буржуазного законодательства, по которому имуществом и приданым жены распоряжается муж, мусульманское право строго проводит принцип раздельности имущества супругов. Муж не имеет права распоряжаться имуществом жены» .
Чтобы определить принцип наследования имущества жены или мужа, необходимо ясно представить себе, что именно и кому принадлежало при их жизни. Имущественные отношения между мужем и женой в мусульманской семье строятся следующим образом. По закону все приданое жены, а также выкуп за жену - калым, полученное ею от мужа и от родителей, принадлежит жене и муж не имеет права им распоряжаться. Конечно, в действительности в нормальной семейной жизни имущественное право мусульманской женщины носит чисто формальный характер. Фактически имуществом жены распоряжается муж. Если она получила от родителей или от мужа земельный участок, или магазин, или дом, она, как правило, является их владелицей лишь формально, но распоря¬жается ими муж. Но зато это имущество является предметом наследства после ее смерти. Все же остальное семейное достояние является собственностью мужа.
Если умирает, не оставив потомства, муж, жена получает 1/4 его наследства. Остальное отходит к другим наследникам. Если же у покойного остались дети от данной жены или от других жен, жена получает лишь 1/8 часть наследства мужа. Жена не получает наследства из следующего имущества мужа: дома мужа, в котором она живет, земельного участка, а также деревьев на земельном участке, т.е. недвижимости. Она может получить часть дохода от фруктовых деревьев, но только по согласованию с другими наследниками. Без разрешения других наследников жена (вдова) не имеет даже права использовать участок земли возле дома, где она живет. Если же у покойного было несколько законных жен, а потомков он не имел, его вдовы получают все вместе 1/4 часть наследства, если же остались и дети, - 1/8 часть, которая поровну делится между ними. И, более того, если покойный по состоянию здоровья не имел со своими законными женами близких отношений, жены не получают никакого наследства. Хотя если замуж выходит больная женщина, которая и умирает от этой болезни, не имея с мужем близких отношений, то муж все-таки получает свою обычную долю из ее наследства.
Если супруги находились во временном разводе - раджаа в момент, когда кто-тоиз них умер, то если срок развода не истек, оставшийся в живых получает свою долю наследства, если смерть наступила после истечения этого срока, - не получает. Если муж дал жене развод по болезни и скончался в период, когда еще не истек дозволенный срок (12 месяцев), жена может и получить, и не получить наследство в зависимости от обстоятельств: она получает наследство, если в период 12-месячного срока не вышла замуж и если муж умер от болезни, которая и служила причиной развода; она может не получить наследство покойного, если сама была инициатором развода
Общий же вывод относительно сказанного о наследственном праве мужа и жены таков: во всех случаях доля и право мужа по шариату больше, чем доля и право жены, так же, как доля братьев всегда больше доли сестер.

Немалое место в шариате принадлежит вопросам наследования по завещанию (васийат). В них находит отражение становление и развитие мусульманских институтов, которые на ранних стадиях еще вынуждены соотноситься с общинными и личными требованиями мусульман, но уже несут в себе предпосылки будущего своего материального и духовного господства.
Шариатский закон определяет два основных вида завещания: непосредственное завещание родным и близким наследникам и завещание опекунам и доверенным лицам. Мусульманское духовенство прежде всего интересуется опекунами и доверенными лицами, которые должны быть, как этого требует закон, набожными и справедливыми в исламском понимании. И не случайно законы шариата одобрительно относятся к тому, чтобы опекунами и доверенными лицами становились в первую очередь мусульманские священнослужители.
По правилам шариата о завещании наследники не только получают имущество и другую собственность. На их плечи сваливаются также долги и невыполненные религиозные обеты. Если родители умерли, не успев выполнить обещанные молитву, пост или другие религиозные обряды, то их совершеннолет¬нюю дети должны сделать это за них. Завещание об этом делается как устно, так и письменно. В этом случае, как обычно, завещатель должен быть совершеннолетним, в здравом уме и трезвом состоянии. Шариат запрещает самоубийство и нанесение себе увечий. Если кто-то сознательно поранит себя или примет яд и при этом сделает завещание, то оно считается недействительным. Немой человек может сделать завещание жестом пли знаком, но только на незначительные имущество или деньги .
Завещание о передаче имущества наследникам или другим лицам делается, как правило, в преклонном возрасте. Вот почему с вопросом о завещании связана тщательно и детально разработанная шариатом «подготовка мусульманина к загробной жизни».
В правилах шариата о вакфном соглашении и о завещании есть различие. Человек, оформивший соглашение о вакфной собственности, окончательно теряет на нее право, тогда как завещание об имуществе легко может быть аннулировано завещателем. Так, оформив завещание о передаче своего дома какому-то определенному лицу, человек может продать его другому; завещание при этом просто теряет свою юридическую силу.
Отличительное своеобразие мусульманского права состоит в том, что оно не допускает полного лишения законных наследников (т.е. наследников по закону) имущества предков. Если, например, имущество не передается наследникам, а целиком завещается в вакф, то в качестве вакфа может быть истребована лишь 1/3 состояния завещателя, на большее требуется разрешение наследников .
В случае, если кто-то утверждает, что покойный перед смертью сделал завещание в его пользу на определенную сумму или имущество, шариатские судьи требуют свидетелей. Если два «справедливых» (или четыре любых) мусульманина заверят его слова, следует отдать претенденту завещанную сумму пли имущество. При отсутствии достаточного числа свидетелей претендующий на наследство получает меньшую долю, чем указано завещателем. Например, если слова претендента подтверждает одна мусульманка, ему дают 1/4 часть, если две - 1/2 и если три-3/4 части искомого. Такое положение шариата открывает лазейку для манипуляций завещаниями скоропостижно скончавшихся.

2.3. Переход наследуемого имущества к наследникам
и ответственность по долгам наследодателя.
Разделом наследуемого имущества занимается лицо, избираемое наследниками, или назначаемое духовенством для раздела наследства - Касим. Касим должен быть совершеннолетним, мусульманской веры, в полном разуме, а так же пользоваться общим уважением единоверцев.
Лицо это получает вознаграждение за свои труды от всех лиц, участвующих в наследстве разделяемого имущества.
Раздел бывает двух видов: раздел однородных предметов и раздел разнородных пред¬метов.
В первом случае, раздел производится без затруднения, во втором же случае Касим должен принимать при разделе в расчет достоинство, ценность и качество предметов, а не одно их количество.
Если предмет такого рода, что с его разделением он потеряет всю свою ценность, то его следует по жребию предоставить одному из наследников. Для этого Касим может употребить два способа:
Во-первых, отделив все разнородные предметы на столько частей, сколько участвует в разделе лиц, пишет название предметов на особых бумажках, которые дает вынимать каждому лицу, получающему имущество.
Во-вторых, предметы располагаются по порядку, а на особых бумажках пишутся имена лиц, участвующих в разделе; далее постороннее лицо вынимает бумажки и наследники по порядку открытия их имен получают соответсвующее имущество.
В случае невозможности, без утраты ценности, разделить наследство, или часть его на столько ча¬стей, сколько наследников, то Касим приступает к особому роду раздела, т.е. предоставляет одному лицу право пользования имуществом, с обязательством уплачивать из доходов каждому сонаследнику при¬читающуюся ему часть.
Прежде раздела наследства между лицами, имеющи¬ми на это право, должны быть уплачены из оставшегося по смерти кого-либо имущества все издержки, потраченные на погребение покойного, все его долговые обязательства.
Долговые требования, могущие открыться после раз¬дела имущества, взыскиваются со всех наследников сообразно частям, полученным ими по разделу.
Жалобы на несправедливый раздел наследства дол¬жны быть подтверждены свидетельскими показаниями, а если таковых нет, то противной стороне предостав¬ляется присягнуть в том, что ей неизвестно о несправедливом разделе. Если же жалоба подтвердится, то раздел имущества признается незаконным.
По общим правилам шариата о наследовании, наследники как по завещанию, так и по закону не только получают имущество и другую собственность. На них ложится также выполнение религиозных обетов наследодателей, которые те не успели выполнить при жизни. Если родители умерли, не успев выполнить обещанные молитву, пост или другие религиозные обряды, то обязанность эта переходит к их совершеннолетним детям или иным наследникам по закону или завещанию.


2.4. Особые случаи наследования.
Наследование индивидуально определенных неделимых вещей.
Сложное переплетение степеней родства, частые внутриродовые и внутрисемейные распри привели к регламентации шариатом наследственных отношений даже в таком случае, когда наследником является лицо, убившее наследуемого. Если последний был убит умышленно, убийца исключается из числа наследников, если же это произошло случайно, то в наследстве ему не может быть отказано. Но интересно, что в таком случае наследство не может быть использовано для уплаты дна - в качестве платы за пролитую кровь.
Если возникает необходимость выделить из наследства долю еще не родившегося ребенка, то, как правило, она определяется как доля двух сыновей. Если же предполагается, что может родиться тройня (три сына), выделяются равные доли для всех трех сьюовей, для дочери же - половинная доля.
Особо установлено, что мусульманин может наследовать кяфиру - неверному («нечастивому»), т.е. человеку, не относящемуся к конфессиям единобожия (хотя, кяфир не может наследовать мусульманину). Следует отметить, что слово «мусульманин» дословно переводится с арабского языка на русский как «предавший себя Богу».
В мусульманской юриспруденции разработаны даже правила дележа наследства, если оно представлено единичными неделимыми вещами. Например, если после покойного остались перстень, Коран, сабля, какая-то одежда, и все в одном экземпляре, в единичном числе, то их получает старший сын умершего.
Если же указанных предметов осталось по несколько, тогда старший сын должен поделиться ими с другими наследниками. Если у покойного остались два сына одинакового возраста от разных жен или близнецы, то эти предметы они должны поделить между собой. Но если у покойного остались долги, наследники должны погасить их за счет имущества покойного, к которому должны быть отнесены и веши, о которых только что говорилось.

Итак, мы обнаруживаем в мусульманском праве наследования некоторые принципы мирового гражданского права: такие, как учение о частной собственности, ее охране и стремлению недопустить при наследовании дробления имущества в той степени, которое могло бы повредить установившемуся сословному делению общества, а также сохранить имущество в рамках рода, определяемого по мужской линии.

Заключение

В заключение я хотел бы сделать вывод о проделанной работе. Во время написания дипломной работы основная моя задача заключалось в том, чтобы как можно более полно раскрыть семейный и наследственный институы мусульманского права, выделить те их аспекты, которые позволили мусульманскому праву (по мнению же многих людей-немусульман институту патриархальному и не имеющему право на жизнь) со временем приобрести мировое значение.
Наиболее важным из этих аспектов является неразрывная связь шариата с исламом. Шариат не может существовать без ислама, как и ислам не может существовать без шариата, и именно это единство заставляет миллионы мусульман беспрекословно выполнять предписанные им нормы, порою далеко не соответствующие таким общеизвестным принципам как гуманизм, нравственность, сострадание. Я не хочу сказать, что шариат весь состоит из таких норм, но многие правовые институты в нем существующие, требуют кардинального пересмотра, что опять же противоречит исламу. Хочу также добавить, что наличие этих институтов не выделяет шариат, а наоборот роднит его с многими другими правовыми системами.
Отмечая пропагандистскую направленность практически всей изданной в России литературы по избранной теме, можно заключить, что шариат и мусульманское право представляют собой не только национальное право арабских стран и стран Ближнего востока, но и ряда народов бывшего СССР, которые имеют не меньшее право на самобытность, чем любые другие. В связи с чем право, и в том числе гражданское право мусульманских стран, представляющее значительный интерес в силу своего своеобразия, доказав свою жизнестойкость в течение такого длительного времени, заслуживает всестороннего, глубокого изучения без желания найти пути и признаки подчинения этой стройной жизнеспособной системы любой другой.

Приложения

1. Форма брачного акта (образец) :
Утверждено мною.
О соединяющиеся сердца!
(Место печати Казия или Муллы.)
Восхваление Всевышнему, дозволившему брак и предохраняющему от искушения и погрешения плоти; моление и приветствие Могаммеду и потомкам его, чистейшим и непорочным.
(В актах, составляемых эффендиями Сунни - последних слов чистейшим и непорочным, не помещается.)
После сего
Супруг, сочетающийся браком.
В полном разуме и совершеннолетний, высокостепенный (имя супруга).
Супруга, выходящая замуж.
В полном разуме и совершеннолетняя (имя супруги).
Поверенный со стороны мужа. (имя поверенного).
( его М.П.)
Поверенный со стороны жены, (имя поверенного).
(его М.П.)
Приданое.
30 червонцев остались неуплаченными: получено две постели; получено 4 платья; получен один золотой аграф; получено 6 батманов медной посуды и получено одно большое зеркало.
Время совершения акта.
12 числа месяца Ше`эбана 1261 года


2. Форма договора духовного завещания (образец) :
Совершено по справедливости при мне.
(М.П. Казия)
О Боже!
Во имя божие, лучшее из имен.
Содержание настоящего акта следующее:
Явился пред судом шур`э и в присутствии нескольких благочестивых и правоверных свидетелей, высокостепенный (имя завещателя) (М.П. его)
При полном разуме, в совершенных летах и с соблюдением всех условий, требуемых шери`этом для законности распоряжений и изъявлении воли, объявил:
во 1-х, я имею собственно мне принадлежащего капитала 500 червонцев, которые ныне находятся у такого-то, по законному и признанному долговом обязательству; во 2-х, имею двухэтажный дом, в котором ныне сам с семейством имею жительство; означенное имение мое должно быть, по смерти моей, разделено по правилу мофереззуллах, т.е. как поведено Богом, и по правилу ресме веросет, т.е. по правилу, постановленному шер`эм относительно наследства между наследниками моим, коих всех 5 человек, т.е. два сына, две дочери и одна жена. Но по силе сего духовного завещания постановляю чтобы из наличных денег третья часть была употреблена на издержки при похоронах моих и на раздачу милостынь в память мою; остальное за сим имеет быть разделено между моими наследниками. - Над детьми моими и над имением их я назначил опекуном (веси) родного брата моего (имя исполнителя завещания), и, в качестве назира, придал ему младшего брата нашего. Оба лица эти должны исполнять обязанности свои согласно правилам шер`э и постановлением духовных лиц секты Имамие - По правилам шер'э-муси, завещатель предоставляет себе право уничтожить при жизни своей настоящее духовное завещание; по смерти же его оно должно принять полную законную, неизменную силу. - «Кто, по услышании сего, не исполнит воли завещателя, тот согрешит пред Всевышним, должен ответствовать пред страшным судом Господним» (стих Корана Суре Бекере).Такого-то числа, месяца и года.
Присутствовали свидетели:
(имя свидетеля) (М.П. его) (имя свидетеля) (М.П. его)

Библиография:

4. Конституция Российской Федерации, изд-во «Юр. лит.», М., 1993.
5. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (комментарий) (Под ред. М.К. Треушникова), М., изд-во «СПАРК» 1996.
6. Гражданский кодекс РФ Ч.1 (комментарий) (Под ред. О.Н. Садикова), М., изд-во «Юринформцентр», 1995.
7. Гражданский кодекс РФ Ч. 2 (комментарий) (Под ред. О.Н. Садикова), М., изд-во «Норма», 1997.
8. Основы гражданского законодательства Союза ССР и Республик (Ведомости Верховного Совета СССР, 1991 г., № 26).
9. Семейный кодекс РФ, М., изд-во «Теис», 1999.
10. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» (Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1990, №21).
11. Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» («Российская газета» от 01.10.1997 г.).
12. Абу Йусуф. Китаб аль-харадж. Каир, 1352 г.х.
13. Буруджерди Хусейн Таба-Табваи. Рисале товзих аль-масаил. Изд. 4-е Тегеран, (б.г.).
14. Йахйа ибн Адам. Китаб аль-харадж. Лейден, 1896.
15. Аль-Маварди. Аль-Ахкам ас-Сулганийа. Каир. 1909.
16. Антаки П. В. Сборник постановлений шариата по семейному и наследственному праву. Спб., 1912.
17. Ахвердиев А. Избранные труды. Т. 2. Баку, 1957
18. Ахмеджанов У.М. Институт вакфной собственности в мускльманском праве. -Научные работы и сообщения отделения общественных наук АН УзбССР. Кн. 7. Таш.,1953.
19. Африка. Энциклопедический справочник. Т. 1-2. М., 1963.
20. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965.
21. Ю.Буниятов 3. Азербайджан в УП-1Х вв. Баку, 1965.
22. Архимандрит Гавриил. Понятие о церковном праве и его история. Казань,1874.
23. Гиргас В. Права христиан на Востоке по мусульманским законам. СП., 1895.
24. Гордон-Полонская Л.Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана. М., 1963.
25. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. М., 1975.
26. Занятия и быт народов Средней Азии. Л., 1971.
27. Иванов А.П. Происхождение и сущность религиозных праздников. Л., 1958.
28. Ионова А.И. «Мусульманский национализм» в современной Индонезии. М., 1972.
29. Историческая энциклопедия. Т. 15. М., 1974.
30. Керимов Г.М. Аль-Газалии суфизм. Баку, 1969.
31. Керимов Г.М. Исламский антикоммунизм на современном этапе. - Религия в планах антикоммунизма. М., 1970.
32. Климович Л.И. Ислам. М., 1962.
33. Коран. Перевод Г.С. Саблукова. Казань, 1907.
34. Котлов Л.Н. Становление национально-освободительного движения на Арабском Востоке. М., 1975.
35. Крывелев И.А. История религий. Т. 1-2. М., 1976.
36. Ланда Р.Г. Ассоциация алжирских улемов в борьбе за независимость Алжира. -
37. Арабские страны. История, экономика. М, 1970.
38. Малкжовский М.В. Начальный этап мусульманской реформации в Египте. - Ученые записки ИВАН СССР, Т. XVII, М., 1959.
39. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. Т. Т. 464. 1.
40. Массэ А. Ислам. М., 1969.
41. Мухин В.Ф. Очерк магометанского права наследования. Спб., 1898.
42. Мюллер А. История ислама. Спб., 1895
43. Надирадзе Л.И. К вопросу о рабстве в Аравии в VII в. - Вопросы истории и литературы стран зарубежного Востока. Сю.ст. М., 1960.
44. Надирадзе Л.И. Проблема государственной собственности на землю в халифате в VII-VIII вв. - Арабские страны. История, экономика. М., 1970.
45. Наливкин В.П. Туземцы раньше и теперь. Таш., 1913.
46. Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. Спб., 1897.
47. Нофал И.Г. Курс мусульманского права (о собственности). Спб., 1896.
48. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в УП-ХУ веках. Л., 1966.
49. Петрушевский И.П. Земледеление и аграрные отношения в Иране ХШ-ХГУ веков. М.Л., 1960.
50. Петрушевский И.П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX в. Л., 1949.
51. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968.
52. Са`ди. Гулистан. М., 1959.
53. Сборник постановлений шариата по семейному праву, вып. 1-2 Спб., (б.г.).
54. Семенова Л.А. Из истории фатимидского Египта. М., 1974.
55. Семенова Л.А. О рабстве в фатимидском Египте. - Арабские страны. История, экономика. М., 1970.
56. Семенова Л.А. Салах ад-дин и мамлюки в Египте. М., 1966.
57. Смирнов Н.А. Программа-конспект по исламу. М., 1931.
58. Смирнов Н.А. Современный ислам. М., 1930.
59. Толстов С.П. Очерки первоначального ислама. - "Советская этнография".
60. 1932, № 2.
61. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. Спб., 1850.
62. Торнау Н. Е. О праве собственности по мусульманскому законодательству. Спб, 1882.
63. Уот У.М. и Какиа П. Мусульманская Испания. М., 1976.
64. Фан ден Берг. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу-Ханифа и Шафии. Спб., 1882.
65. Хидая - Аль-Маргинани. Т. 1-4. Таш., 1893.
66. Цветков П. Исламизм. Ашх., 1912.
67. Шабанов Ф. Ш. Государственный строй и правовая система Турция в период танзимата. Баку, 1967.
68. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.
69. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. - Т. 22.
70. Энгельс Ф. Марксу в Лондон. Манчестер, 6 июня 1853 г. - Т. 28.
Категория: Публикации | Добавил: lilia (29.04.2009)
Просмотров: 7852 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории каталога
Интернет-маркетинг [16]
Интернет-маркетинг как фактор повышения конкурентоспособности Вашей фирмы
Публикации [17]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 49